Кузовной ремонт: Сварочные процессы при изготовлении кузовов
При соединении элементов корпуса в одно целое применяют следующие
виды сварки: контактную как самую производительную для деталей из
тонколистовой малоуглеродистой стали, электродуговую, газоэлектрическую
в среде защитных газов и газовую. Контактная сварка в кузовостроении
занимает ведущее положение, и ее способами выполняется 75 % общего
объема сварочных работ.
Контактная сварка.
Наибольшее
распространение при изготовлении новых кузовов легковых автомобилей
получили такие виды контактной сварки, как точечная, рельефная и шовная.
Эти виды сварок при высокой производительности обеспечивают
незначительные остаточные деформации, высокий уровень механизации и
автоматизации, отсутствие присадочных материалов и газов и др. Кроме
того, обеспечивается хорошее качество сварки различных типов соединений
из тонколистовых металлов с хорошей свариваемостью и подготовленной
поверхностью. Из способов контактной сварки наибольшее применение имеет
точечная сварка — основной способ соединения внахлестку штампосвар-ных
конструкций кузова. Так, например, кузов автомобиля ГАЗ-3110 «Волга»
состоит из 256 элементов, которые соединены между собой в 8800-х точках
и рельефах, что составляет 81 % общего объема его
сварки.
Электродуговая сварка.
Ручную дуговую электросварку
применяют при изготовлении и ремонте кузовов (кабин) грузовых автомобилей и
особенно кузовов автобусов. Необходимость тщательной зачистки неровных
участков поверхности перед сваркой и возникающие коробления деталей
после сварки значительно сокращают область применения электросварки в
кузовостроении легковых автомобилей. При изготовлении кузовов легковых
автомобилей эта сварка не имеет широкого применения еще и потому, что не
позволяет получить сварной шов удовлетворительного качества при сварке
стальных листов толщиной 0,7-1,0 мм.
Газоэлектрическая сварка в
среде защитных газов.
При этом виде сварки в зону дуги подается
защитный газ, струя которого, обтекая электрическую дугу и зону сварки,
предохраняет металл от воздействия атмосферного воздуха, окисления и
азотирования. Для дуговой сварки в защитном газе широко применяется
углекислый газ. Этот вид сварки почти полностью вытеснил газовую и
ручную дуговую сварку, а кроме того, резко сократилась пайка твердым
припоем. Эта сварка обеспечивает высокую производительность процесса,
хорошее качество и прочность сварных соединений, высокую культуру
производства.
Газовая сварка.
Газовая сварка в
кузовостроительном производстве применяется ограниченно, исключительно
для выполнения прихваток, нанесения латунных припоев в местах
концентрации напряжений кузова и ряде других операций.
«Ремонт аварийных кузовов»
(Издательство «Транспорт»)
А.Ф.Синельников, С.К.Лосавио,
Р.А.Синельнико