Страницы архива статейПоследние статьи Страница 1 Страница 2 Страница 3 Страница 4 Страница 5 Страница 6 Страница 7 Страница 8 Страница 9 Страница 10 Страница 11 Страница 12 |
Амортизаторы в концепции безопасности автомобиляХарактеризуя марку или модель автомашины, многие автовладельцы в числе прочего обязательно укажут, какого типоразмера шины и какого вида колесные диски на ней установлены, а также не преминут упомянуть специфический параметр ходовой автомобиля, который в общепринятом понятии обозначается как «плавность хода» или «мягкость» подвески. В общем плане эти понятия обозначают уровень комфортности в движущейся по неровностям дороги автомашине, выражающийся в способности узлов подвески минимизировать передачу на корпус толчков и ударов от преодолевающих различные препятствия колес. По совокупности своих заданных рабочих свойств в обеспечении плавного хода принимают участие шины, разного вида колесные диски, рессоры или пружины и, конечно же, амортизаторы. «Подгоняя» автомашину «под себя» в зависимости от персонального концепта своего драйва автовладельцами выбираются шины соответствующего типоразмера , в том числе широкопрофильные покрышки, устанавливаются легкосплавные колесные диски, в том числе кованые и литые диски, а также определяются требования к настойке подвески, которые реализуются во многом за счет правильного выбора соответствующего типа амортизаторов. Общепринятые понятия о функциональности амортизаторов подразумевают выполнение ими эффективного гашения вертикальных колебаний и снижения передающихся ударных нагрузок на автомобильный корпус, но кроме этого амортизаторы обладают существенным влиянием на разгонно-тормозную динамику автомашины. Сложение векторов разнодействующих сил вызывает при разгоне автомашины эффект «приседания» корпуса назад, при котором нагружаются покрышки задних колес и разгружаются автошины передней оси, что приводит к снижению сцепления их протектора с покрытием дороги. Во время торможения картина наблюдается прямо противоположная, когда покрышки передних колес принимают на себя основную нагрузку, а шины задней оси «разгружаются» с одновременным снижением своей «цепкости» и эффективности торможения. В обеих разгонно-тормозных ситуациях предпочтительнее было бы такое состояние, во время которого корпус автомашины находился бы в нормальном «горизонтальном» положении. Аналогичную картину можно наблюдать при маневрировании, но в этом случае смещение нагрузки происходит на колесные диски и покрышки по сторонам автомашины, а не по её осям. В качестве резюмирующего вывода можно определить главную задачу амортизатора в постоянном удержании протектора шины в устойчивом контакте с покрытием дороги. Выполнение этой задачи подразумевает максимально «мягкое» и четкое огибание колесом препятствия и такое же четкое и быстрое возвращение его на дорогу с целью предотвращения утраты контроля над автомашиной. В связи с этим современными автомобильными тенденциями предусматривается рассмотрение рабочего функционала пружин или рессор только в поддержании веса автомашины, а выполнение основной работы по обеспечению плавности хода возлагается на амортизаторы, являющимися более точными инструментами. Именно это определяет важность их правильного подбора для эффективной работы подвески.
|